Найденные в курганах на Алтае первые изображения мифической птица-зверя грифона, которые датируются VI-IV в. д. н. э., стали национальным символом, расположившись на гербе республики Алтай. Вместе с другими символами Алтая, самой высокой горой Сибири — Белухой и символическим изображением рек Бия и Катунь.
Загадочный образ грифона
Несмотря на то, что уже многие годы ученые упражняются в попытках объяснить историю появления образа грифонов, до сих пор, во многом, споры не разрешены и образ этого мифологического существа остаётся загадочным и неясным.
За годы исследований было выдвинуто множество гипотез и предположений о природе появления подобного персонажа: его как считали полностью вымышленным, так и строили его историю от гигантских исторических птиц, от исчезнувших видов животных. Образы этих существ присутствуют в памятниках культуры многих самых разных древнейших цивилизаций.
Скифские золотые украшения, памятники египетской архитектуры и ассирийские украшения и множество китайских культурных памятников, вот малый перечень того, где можно встретить грифонов. Их фантастические образы, кочуют из культуры в культуру, пересекая тысячелетия и континенты.
Грифон — мифологическое существо с львиным телом и головой хищной птицы с изогнутым острым клювом, зачастую с длинным извивающимся хвостом змеи. Такая его двоякая сущность символизирует власть над обоими мирами: сущность льва властвует на земле, орел же господствует в воздухе. При этом его зверино-птичья природа грифона говорит о его собирательном характере, о слиянии силы и вездесущести неба с идеей земной природы.
Грифон олицетворяет отвагу и силу льва и бдительность и быстроту орла. Тем не менее, их нрав в литературе и мифах различных народов был различен: они выступают подчас как защитники, покровители людей, но иногда они описываются и как злые, ничем не управляемые звери.
В греческий культуре грифон служил символом силы, уверенной в своем могуществе, но при этом они существа умные и осторожные. Грифон часто упоминается в качестве животного, которое служит богам. Так есть упоминания о грифонах, как о птицеподобных собаках, которых Зевс насылал на врагов и использовал в качестве вестников. Согласно другим источникам богиня справедливости Немезиды впрягала крылатого льва в свою колесницу.
греческий грифон Аполлона
В Древней Греции описывали их как существ гигантских размеров, так размер туловища у грифона может в восемь раз превосходить тело льва, и что его сила могла посоперничать с силой сотни орлов. Грифон обладал такой мощью, что в некоторых преданиях рассказывают о том, что он уносил в свое гнездо всадника вместе с лошадью.
Греческий рельеф с грифоном
Любопытно, что зачастую в греческой мифологии , говорят о них, как о обычных, хоть и редких, животных, живущих в землях далёких стран, а не придуманных, обладающих мифической силой или важностью магических созданиях. Древнегреческие памятники культуры изобилуют изображениями грифонов, они использовались в архитектуре и старинных амфорах, украшениях.
греческая ваза-кратер
Грифоны в культуре Древнего Египта
С не меньшим почетом относились к грифонам и в древнеегипетской культуре и в древней Персии. Там он, обычно выглядел как лев с крыльями сокола. Лев воплощает образ царя на земле, а сокол — символ главного египетского бога Гора. Общеизвестный персонаж Древнего Египта является Сфинкс, в котором явно прослеживается его родство с классическим грифоном.
египетский бог с головой орла
Первые упоминания об этих существах появляются Древней Греции вместе с рассказами путешественника Аристея из Проконнеса в VII веке до нашей эры. Его путешествия лежали в земли, лежавшие на северо-восток от Скифии, через южные части России, горам Кавказа до Азии. В античной истории сохранилось упоминание о том, как Аристей достиг и недоступной страны Гипербореи. По его рассказам грифоны стерегли золотые сокровища, хранящееся в Рипейских горах .
А где же находится Гиперборея? Великой Скифией древние греки называли Северное Причерноморье. Скифия включает в себя районы от Нижнего Подунавья до Алтайских гор. Слухи о сказочных богатствах этих земель доносили приезжавшие скифы и ранее, но после рассказов Аристея завеса, скрывавшая до того неизведанные северо-восточные земли было сброшена и туда устремились греческие купцы. В результате были установлены торговые отношения греческих городов с племенами Урала и Алтая.
фрагмент украшения скифской пекторали
Появление образов грифонов в культуре Европы
С того момента образ этого мифологического существа становится очень популярным в культуре Европы. Распространенность этого образа подтверждается тысячами античных изображений грифона. Его образ широко использовался в искусстве и ювелирном деле, в поэзии. С возникновением и распространением гербов, которые, как считается, появились в X веке образ грифона получает широкое применение его в фамильных и городских гербах средневековой Европы, в гербах правителей и рыцарей, на монетах и печатях как символ мощи и свирепости.
С тех же пор изображениями грифонов встречаются в украшениях стен и ворот многих русских храмов. Их и сегодня можно встретить на Дмитриевском соборе во Владимире, на украшениях стен Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский , воротах храма в Суздале. Но символ грифона широко использовался на Руси не только в храмах, его часто использовали князья и цари в XIII-XVII веках. Изображения грифонов присутствуют на украшении шлема русского князя Ярослава и на знамени Ивана Грозного.
золотые скифские украшения
Отношение к мифической птице-зверю на Алтае
На Алтае первые изображения мифической птица-зверя грифона Кан-Кереде встречаются на предметах пазырыкской культуры. Они были найдены в 1923 г. в курганах в Пазырыке, которые датируются VI-IV в. д. н. э. В алтайский эпос он, очевидно попал из сказаний скифов-кочевников, для которых этот образ зверя-птицы был талисманом, который всегда присутствовал с воином в сражении. Для скифов грифон был олицетворением птицы охраняющей мир и покой.
Неоднозначная репутация грифона упоминаемая в исторических источниках разных культур сослужила ему плохую службу как образу, олицетворяющему республику Алтай. Использование Кан-Кереде, алтайской мифической зверя-птицы на гербе республики неоднократно критиковалось и являлись поводом для споров о замене символики. Особенно активизировались разговоры о том, что символ не оберегает от бед, а несет несчастья, в 2003 году когда на Алтае случилось сильное и разрушительное землетрясение.
Цвет фона герба сине-голубой — символ ясного алтайского неба. В центре Кан-Кереде, алтайская мифическая зверь-птица, с широко раскрытыми крыльми. Над ним расположена трёхглавая вершина священной горы Белуха — символ Алтая, самая высокая гора Алтая и Сибири (4506 м.). Белухой гору назвали русские, за обилие снежного покрова. От древних племен сохранилось старое название: Уч- Сумер – три отрога.
Горный Алтай. Гора Белуха.
Орнамент по краям герба республики Алтай — символическое изображение самых больших рек Алтая — Бия и Катунь, которые сливаются внизу герба в волнистую линию, символ жемчужины алтайского края -Телецкого озера. Золотой треножник, расположенный выше — знак дома, родного очага. В гербе много жёлтого цвета, он как бы указывает на алтайское золото, которое издавна добывалось в горах Алтая.
знак с гербом республики Алтай
Страна: Россия
Общая площадь: 92 600 км²
Дата образования: 1 июля 1922 г.
Валюта:российский рубль (RUB)
Памятные монеты Банка России